Главная » Статьи » О репетиторстве

Досадные мелочи, которые мешают заниматься с репетитором

Репетитор найден. Занятия начались. Казалось бы, родители могут расслабиться: процесс подготовки ребенка к вступительным экзаменам – в надежных руках. Однако пускать дело на самотек нельзя. Школьника могут поджидать самые неожиданные сюрпризы.

Ситуация N 1

Я готовилась поступать в очень сложный языковой вуз и ходила на дом к замечательной, как казалось, преподавательнице английского языка. Она поставила хорошее произношение, «разговорила» меня, и в результате я сдала экзамен очень неплохо — примерно так, как и рассчитывала. Но занимались мы у нее дома, и педагог постоянно отвлекалась: то на приготовление обеда, то на телефонные звонки. Иногда даже ненадолго, дав задание, убегала в магазин. Но ведь мои родители не должны за это платить, не правда ли?
Выход
Правда. Но вам следовало вовремя сообщить родителям о «технических перерывах», и взрослые люди решили бы проблему. Если вы этого не сделали, значит, качество обучения вас устраивало, несмотря на некоторые неудобства. Главное, чтобы оплаченное время было целиком отработано: если педагог делает перерыв для своих дел, он должен компенсировать «украденные» минуты и заниматься с учеником дольше.

Ситуация N 2

Наверное, это мелочь, но меня очень беспокоил сквозняк. Во время занятий преподаватель сидел в кресле, а я за письменным столом, прямо около балкона, от которого сильно тянуло холодом. Ученики обычно снимают обувь и сидят в носках или колготках... Осенью было еще ничего, а зимой стало невыносимо: ноги у меня становились просто ледяными, а два раза после уроков я заболевала. Нет, балкон был закрыт, просто в доме старые рамы с большими щелями. Поэтому я и не могла ничего сказать: не будешь же просить преподавателя заменить рамы?
Выход
Каждый репетитор старается оборудовать рабочее место ученика с максимальным комфортом, потому что понимает: от этого во многом зависит качество обучения. Ваш стол стоял возле балкона, чтобы обеспечить достаточное освещение. А о тепле ног, следовало позаботиться самой: например, надевать шерстяные носки или приносить домашние тапочки. Наверно, можно было попросить передвинуть стол, но не стало ли бы от этого слишком темно для занятий?

Ситуация N 3

Нам пришлось отказаться от репетитора, ничего не объясняя. Дело в том, что у меня аллергия на шерсть животных, а у педагога живут два очаровательных лохматых кота. Они гуляли, где хотели, в том числе и по комнате, где мы занимались. В первый раз мне просто стало плохо, и я отпросился с занятия пораньше. Потом стал принимать лекарство перед каждым уроком, но после приступа удушья родители позвонили преподавателю и сказали, что я больше не приду. По-моему, он обиделся.
Выход
Опытный педагог обязательно поинтересуется у родителей потенциального ученика его индивидуальными особенностями. Например, одна девочка, во время каждого урока съедала по шоколадке, иначе знания не усваивались. Другая первым делом сажала на письменный стол живой талисман — свою любимую морскую свинку. Однажды зверек заболел, и занятие пришлось перенести на следующую неделю. Но это все милые чудачества, а вот заболевания — дело серьезное. Конечно, если педагог держит дома животных, он должен прежде всего поинтересоваться, нет ли у ученика аллергии. В любом случае на время занятий следовало удалять котов в другую комнату и проветривать помещение перед началом урока. Вы правильно решили поменять преподавателя. Но все же родители должны были объяснить причину отказа от его услуг: вдруг столкнетесь с этим педагогом в вузе на первой же сессии?

Ситуация N 4

Меня страшно доставала соседка. У физика занималась группа из трех человек. С одним парнем сразу сложились нормальные отношения — мы созванивались, если не могли решить задачу, ксерили друг для друга нужные материалы и договорились, что будем пытаться сдавать экзамен в один день и в одной аудитории. А эта Мальвина сразу начала придираться: и говорю я не так, и почерк у меня плохой (а кто ее просил брать мои конспекты?), и даже смотрю на нее «не так»... Да я вообще старался не глядеть на эту будущую шапокляк! В общем, все занятие ждал от нее очередной пакости и о формулах думал в последнюю очередь. Поэтому, наверно, и занимался хуже всех.
Выход
Вы просто очень понравились этой заботливой девушке, и она таким образом проявляла свой интерес. Жаль, что вы не догадались о ее симпатии, - все было бы намного проще...

Ситуация N 5

Что мешало заниматься? Да все! Особенно полка напротив — там кассеты с фильмами, которые я или видел, или хотел посмотреть. Когда преподаватель что-то объяснял, я поднимал глаза и читал названия. И тут же всплывали в памяти герои... и как он ему вмажет... а потом схватил оружие - и по этим уродам! А гонки? Эх, жалко заложника! Обидно, что кассеты стояли в беспорядке, и не на всех можно было прочитать название...
Выход
Да вы, голубчик, из породы людей, которым даже ветер мешает, — дует не в ту сторону. Экзамен вы наверняка провалили? Что ж, есть чудное местечко, где ваши знания по части боевиков окажутся очень кстати, — это армия. Будете развлекать сослуживцев, пересказывая им фильмы.

Ситуация N 6

Я занимался с институтским преподавателем в его кабинете. И очень часто нас отвлекали: то студенты забегали, то коллеги заходили. Да и сам репетитор иногда исчезал по делам, а однажды его вызвали на какое-то совещание, и я плевал в потолок почти три часа!
Выход
Оговаривая с будущим преподавателем условия занятий, ваши родители, конечно, знали, что уроки будут проходить на его рабочем месте. Следовательно, они были заранее согласны и с тем, что учебному процессу кто-то постоянно мешает, и с тем, что педагог иногда будет уходить по делам. Просто высчитывайте это время из оплаченного. Тогда длительность занятий намного увеличится, или он постарается решать свои рабочие проблемы не в ваше «золотое» время. Но если уж возник неожиданный перерыв, то кто мешает не плевать в чужой потолок, а лишний раз подучить предмет или решить пару дополнительных задач?

Ситуация N 7

Скажу честно: во всем виновата только моя лень! Но она быстро «соскочила» с меня, когда я во второй раз пришел с невыполненным домашним заданием. В первый раз преподаватель предупредил, что больше такой халтуры не потерпит, но я думал: ну, поругает, подумаешь... А что еще он может сделать? Двойку поставить? Но все оказалось гораздо интереснее. Звоню в дверь. Открывает репетитор:
- Домашнее задание сделал?
- Нет, но в следующий раз...
- А деньги за занятие принес?
- Да! Вот, возьмите, пожалуйста!
- Хорошо. Давай деньги и закрой дверь с той стороны. Родителям я объясню все сам. До свидания.
На все остальные занятия я приходил с идеально выполненным домашним заданием. И время для него почему-то всегда находилось.
Выход
Ну что тут скажешь? Жестко, но действенно. У репетитора действительно нет времени воспитывать абитуриента: надо успеть освоить большую и сложную программу. Но вы очень обучаемы, и студенческая жизнь обязательно придется вам по вкусу.

Ситуация N 8

Во время занятий с очень хорошим репетитором мучило сознание того, что я занимаю чужое место. Вот распинается он передо мною, горячится, что-то доказывает, а мне - неинтересно! И не хочу я поступать в этот «запредельный» вуз»... Моя мечта все равно никогда не исполнится, об этом и говорить не стоит. Попробовал как-то намекнуть родителям, так такое было — и крики, и сердечные приступы, и обвинения в неблагодарности, и «выброси дурь из башки», и «ты нам потом еще спасибо скажешь»... Не знаю, что будет потом, а сейчас не вижу никакого выхода. Сижу у прекрасного педагога и готов волком выть от тоски. Он-то нашел себя в жизни, любит свою профессию, а мне что делать?
Выход
А вот это уже серьезно. Часто мысли о будущей нелюбимой специальности действительно очень мешают заниматься. Неважно, кто выбрал ее для вас, и почему так произошло. Вариантов всего два. Или принять модель, построенную родителями, и постараться хотя бы понять предмет, которым занимаетесь, а в дальнейшем, может быть, и полюбить его. Или начинать упорно бороться за воплощение своей мечты в жизнь. А сейчас КПД ваших занятий не выше, чем у паровоза. Кому это нужно?

Ситуация N 9

Усталость. Какая-то перманентная усталость не давала мне заниматься. Глаза слипаются, я их таращу изо всех сил, но лицо преподавателя начинает заволакивать туман, и голос пробивается откуда-то издалека: «Дмитрий Боброк, который командовал засадным полком...». А как я любила когда-то историю! Сейчас же почти не слышу педагога. В мозгу вяло копошатся мысли: так, математику я сделаю завтра утром, придется встать пораньше, сочинение буду писать завтра ночью, потому что послезавтра у меня музыкальная школа. В тот же день еще один репетитор, а в субботу третий. Когда же делать уроки? Надо еще успеть погулять с собакой и брату помочь с английским. Гулять меня родители не пускают, да и некогда. Ничего не хочу, только спать, спать, спать...
Выход
М-да, знакомая ситуация. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Это вина родителей, которые не разработали режим подготовки в вуз. Сам ребенок еще не в силах рассчитать свои силы — у него мало жизненного опыта. Одиннадцатый класс подобен финишной прямой: нужно мобилизовать максимум сил и на время отбросить все, что мешает движению вперед. У вас слишком много побочных занятий и обязанностей, отсюда и хроническая усталость. Родителям вместе с абитуриенткой следует составить четкое и удобное расписание необходимых занятий. И обязательно освободите какое-то время для прогулок и отдыха! Да и домашние дела на этот период пусть возьмут на себя другие члены семьи. Если поступление в вуз для вас действительно самая главная цель, то все остальное, пусть временно, но должны отойти на задний план.

Ситуация N 10

Мне мешала мысль, что надо платить за занятие. Не потеряла ли я деньги? А сколько, интересно, стоит минута работы преподавателя? И как лучше: положить на стол или передать из рук в руки? Может, мне тоже пойти в педагогический?
Выход
Ваша проблема решается легко: оплачивайте сразу, например, десять занятий. Или пусть деньги педагогу передают родители — тем более что заработали их они, а не вы.

Ситуация N 11

На всех занятиях, кроме английского, мне было неудобно писать, потому что я левша. У большинства репетиторов свет падает слева. У «англичанки» же мы занимались за журнальным столиком, и она быстро все поняла: разворачивала его, как мне удобно.
Выход
Раньше всех школьников, которые пытались писать левой рукой, обязательно переучивали, порой прибегая к довольно суровым мерам. Сегодня такого правила нет. Число учеников-левшей растет год от года, и многие репетиторы учитывают это в своей работе. Любого педагога можно попросить передвинуть стол или хотя бы лампу, чтобы свет падал справа.

Е.А.Ланцева, старший преподаватель МГТУ им. Баумана



Источник: http://www.ucheba.ru
Категория: О репетиторстве | Добавил: admin1 (05.12.2008)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]