Главная » Статьи » О репетиторстве

Что лучше: репетитор или занятия на курсах?
Самое эффективное - индивидуальные занятия, но они и в несколько раз дороже.

Почему? Давайте сравним групповое занятие на курсах и индивидуальное.

 

С организационной стороны индивидуальные занятия имеют ЯВНОЕ преимущество!

 

Если Вы, занимаясь в группе на курсах, пропустили занятие, то восстановить его Вам, скорее всего, не удастся. Материал придется изучать самостоятельно. Хорошо, если пропущено одно или два занятия, а если больше? Тогда отставание прогрессирует по принципу "снежного кома", пропадает интерес, а вместе с ним и знания, занятия приходится прекращать. Деньги за непосещенные занятия тоже, скорее всего, не вернут.

 

Если Вы занимаетесь индивидуально, то "пропуски занятий" носят условный характер и влияют только на систематичность усвоение Вами материала. Вы с Вашим репетитором продолжите с того места, где остановились, даже если перерыв был значительным.

 

Ваши индивидуальные языковые способности и невысокая мотивация могут снизить  Вашу конкурентоспособность в группе.

 

Если Вы в группе на курсах не поняли объяснение учителя или не успеваете с остальными выполнять задания, то Вам, скорее всего, будут уделять все меньше и меньше внимания, и узнавать Вы тоже будете   все меньше с каждым занятием. Однако, этого не МОЖЕТ произойти, если Вы занимаетесь индивидуально, потому что Ваш репетитор найдет САМЫЙ оптимальный режим усвоения материала Вами.

 

На курсах Вы НЕ МОЖЕТЕ определять СОДЕРЖАНИЕ учебных программ !

 

В моей преподавательской практике было много случаев, когда учащиеся наотрез отказывались изучать неактуальные для себя дисциплины. В этом случае им предлагалось прекратить занятия, потому что без этих предметов нельзя выдать диплом или свидетельство. Такая ситуация ИСКЛЮЧЕНА, если Вы занимаетесь у репетитора, потому что Вы САМИ определяете СОДЕРЖАНИЕ своей программы.

 

На курсах Вы НЕ МОЖЕТЕ ВЫБИРАТЬ преподавателя !

 

На курсах Вы, скорее всего, вынуждены будете заниматься у того преподавателя, которого Вам "дадут". Возможно, придется терпеть и хамство, и грубость, и нетактичность; разговоры "не по теме" и о том "как Вам нужно жить"; терпеть неопрятный вид, а может и не совсем трезвое состояние преподавателя. Могут попасться и не совсем уравновешенные личности, даже психопаты и садисты, сексуальные маньяки и религиозные фанатики! На курсах, в школе или вузе вы, как правило, лишены ВЫБОРА! Зато своего репетитора Вы ВЫБИРАЕТЕ сами не только по профессиональным качествам, но и человеческим!

 

С "методической" стороны индивидуальные занятия тоже имеют больше преимуществ.

 

Сравним в групповом и индивидуальном формате этапы занятия:

  • речевая разминка

  • проверка домашнего задания

  • исправление ошибок допущенных при выполнении домашнего задания

  • работа над ошибками

  • объяснение нового материала

  • проверка качества усвоения нового материала

  • закрепление нового материала на занятии

1. Речевая разминка (говорит ученик)
Речевая разминка нужна для того, чтобы переключиться на работу с иностранным языком. Это может быть обычное приветствие или очень короткий разговор о погоде или командировке.

 

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

На беседу со всеми учениками в группе уйдет больше времени, чем предусмотрено речевой разминкой: со всеми одновременно говорить невозможно, а что делать остальным, пока преподаватель общается с кем-нибудь одним из группы? Иногда преподаватель что-нибудь рассказывает, а ученики слушают; или в лучшем случае, преподаватель осуществляет фронтальный опрос (почти что "допрос"), на беседу это тоже мало похоже. Чаще всего разминку опускают или заменяют на какие-нибудь фонетические упражнения, что хуже.

Со своим репетитором Вы можете себе позволить немного поболтать перед занятием - рассказать, что было трудным при выполнении домашнего задания или какое-нибудь событие, свои планы, все что посчитаете нужным. При этом сам преподаватель инициативу в беседе отдает полностью Вам, потому что речевая разминка нужна Вам. Разминка может занять больше времени, чтобы снять Ваш страх перед спонтанной речью. Только в этом случае речевая разминка выполняет свою функцию полностью.
 

2. Проверка домашнего задания (говорит ученик)
Это - главная часть занятия, т.к. домашнее задание всегда должно быть и его обязательно нужно проверять. Впрочем, бывают случаи, когда домашнее задание не предусмотрено программой.

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

Ученики по очереди зачитывают выполненные задания или рассказывают выученный материал. Предполагается, что пока один ученик читает или говорит, остальные слушают или проверяют по своим записям, что, конечно, не всегда так, потому что рассказ соседки по парте гораздо увлекательнее, чем тексты и диалоги в тетради или у доски. Если на дом было задано 12 предложений, а в группе 6 человек, то Вам достанется только 2 предложения.

Все внимание репетитора в Вашем распоряжении. Вы активно проверяете все задания, выполненные самостоятельно дома.


 


 

3. Исправление ошибок, допущенных при выполнении домашнего задания
    (говорит преподаватель)

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

На чужих ошибках нельзя научится, поэтому свои ошибки Вы запомните хорошо (апелляции к концепту "свой"), а вот исправления других учеников пройдут мимо Вас, так как такие ошибки не Ваши (концепт "чужой").

Все внимание репетитора в Вашем распоряжении. Вы активно и часто эмоционально усваиваете исправления, потому что они апеллируют к концепту "свой".

4. Работа над ошибками (говорит ученик)
Работа над ошибками необходима для закрепления исправленных вариантов.

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

В группе работа над ошибками обычно сводится к выполнению заданий, аналогичных домашней работе, "по цепочке", и индивидуальные исправления могут не закрепляться.

Ваш репетитор готовит "выборку" из различных упражнений, учитывая только Ваши ошибки, чтобы Вы максимально эффективно закрепили правильные варианты.
 

5. Объяснение нового материала (говорит преподаватель)

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

На первый взгляд, может показаться, что, мол, какая разница - объяснять одному человеку или восьми? Преподаватель говорит, ученики слушают. На самом деле разница огромна. Не все одинаково понимают одно и то же объяснение, появляется много вопросов, на ответы которых уходит много времени, в результате те, кто понял, ждут тех, кто не успел понять, а время идет, а вместе с ним уменьшается Ваше внимание и интерес.

Ваш репетитор, если это не первое занятие, уже в курсе Ваших познаний и ошибок, он знает как Вы воспринимаете устную и письменную информацию, и с учетом этих факторов изложит новый материал в максимально удобной для Вас форме, объеме и темпе.
 


 

6. Проверка качества усвоения нового материала (говорит ученик)

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

Чтобы проверить, как каждый ученик группы понял правило или структуру, и послушать как он произносит слова или переводит, нужно много времени, поэтому преподаватель обычно проводит проверку в форме теста или фронтального опроса.

Ваш репетитор, скорее всего, проверит Ваше понимание правил, слов или структур совершенно незаметно для Вас, интегрировав проверку с объяснением. Этот прием называется "интерактивное объяснение нового материала".
 

7. Закрепление нового материала на занятии (говорит ученик и преподаватель)
Закрепление нового материала отличается от других этапов урока тем, что новые сведения должны усваиваться будучи исключительно безошибочными и полными. Заученное неверное произношение слова или пропущенный артикль в идиоме, впоследствии  долго придется исправлять, а в спонтанную речь все равно попадет ошибочный вариант. Поэтому преподаватель отслеживает процесс формирования автоматизмов каждого ученика по отдельности, убеждаясь в грамотности его речи.

Групповое занятие

Индивидуальное занятие

При  закреплении нового и  уже пройденного материала для восьми человек потребуется больше времени, нежели для одного человека. Это легко вычислить даже не обладая монументальными математическими познаниями.
Даже если разделить студентов на пары для отработки диалогов и параллельных переводов, они будут усваивать ошибки собеседников, что вряд ли идет на пользу. Хотя из таких ошибок можно извлечь и "пользу"  - их нужно записать, а затем разобрать, но на это потребуется еще немало времени.

 

Занимаясь один на один с преподавателем, вы всегда слышите только грамотную речь и перенимаете только правильные выражения. Преподаватель не позволит ошибкам проникнуть в Вашу речь, и "автоматизмы" будут формироваться исключительно из правильных вариантов. Ваш репетитор - самый компетентный, а потому лучший участник тренировочных диалогов, ролевых игр и дискуссий.

 

 

 

 

 

На тему вопроса

По материалам журнала "Обучение за рубежом", 2003

 

 

Язык для "единоличников"


Языковые курсы - изобретение относительно новое. Учебные заведения подобного рода начали множиться в Британии после Второй мировой войны; до этого их в мире можно было пересчитать по пальцам.

Как же большинство людей учило иностранные языки? А очень просто: нанимало учителя. Носителя языка или просто опытного преподавателя. С ним и занималось. И, как правило, весьма успешно

В России языковых курсов, на которых можно было действительно хоть что-то выучить, а не просто получить бумажку об их окончании, почти не существовало до 90-х годов прошлого века. О том, чтобы поехать учиться за рубеж, не приходилось и мечтать. Носители языка тоже табунами по улицам не ходили. Поэтому те, кто имел лингвистическое образование и какие-никакие навыки преподавания, начиная со студентов пединститутов и заканчивая вузовскими преподавателями, как правило, занимались несанкционированной индивидуальной трудовой деятельностью - частными уроками. Подтягивать школьников, у которых по иностранному в четверти выходит "двойка", надо? К вступительным экзаменам готовить надо? А еще удовлетворять амбиции родителей, желающих с младых ногтей приобщить своих отпрысков к иноземной мове, натаскивать отъезжающих на ПМЖ за рубеж и при этом не знающих ни слова на языке страны своего будущего проживания - да мало ли кому и для чего мог понадобиться иностранный!

В последнее десятилетие у нас стало появляться все больше серьезных языковых школ. Значит ли это, что "частная лавочка" прикрылась или находится на грани прикрытия?

Репетитор жив!
Да, спрос на репетиторов, похоже, упал. Это легко можно понять, просмотрев в газетах разделы частных объявлений или ознакомившись с информационной доской в Библиотеке иностранной литературы. Множество преподавателей-индивидуалов предлагает свои услуги, нередко даже по "бросовой" цене. И что-то далеко не все спешат у них учиться.

Что делать, времена меняются. Требования к преподаванию языка сегодня существенно повысились. У студентов и лиц, кроме сомнительных курсов ничего не окончивших, мало шансов найти уроки. И тем не менее многие все-таки предпочитают услуги частных репетиторов групповым занятиям в языковых школах.

В цене школьные учителя, для которых платные занятия с отстающими из той же школы стали почти официальным "отхожим промыслом". Преподаватели вузов, имеющие отношение к приемным комиссиям и способные как-то повлиять на результат вступительного экзамена по иностранному. Просто опытные преподаватели из престижных вузов. Репетиторы, долгое время прожившие за рубежом и компенсирующие отсутствие педагогического опыта прекрасным знанием тонкостей современной разговорной речи. И, конечно, носители языка, которых в России теперь не так мало.

Плюсы занятий с репетитором несомненны. Главное - это гибкий график: о времени занятий всегда можно договориться. Кроме того, такой преподаватель сделает все, чтобы подстроиться к вашему уровню знаний, скорости усвоения материала и прочим особенностям, разработает индивидуальный план занятий, подвергающийся постоянной корректировке, для вас лично. Вы можете задавать любые вопросы, по двадцать раз повторять не дающийся вам материал - на время занятий репетитор безраздельно принадлежит вам.

Надо сказать, что репетиторы чутко реагируют на запросы рынка. Понятно ведь, что если квалификация преподавателя окажется ниже ожидаемой, если он пользуется устаревшими учебниками и методами, не обеспечивает ученика при необходимости современными учебными материалами, включая аудио-, видеопособия и СD, от него уйдут, да еще и ославят. Напротив, хороший репетитор буквально передается "из рук в руки", к таким педагогам, как к парикмахерам и стоматологам, приводят родственников и знакомых. Вот педагоги, желающие во что бы то ни стало давать частные уроки, и повышают квалификацию как могут - ездят на языковые курсы за рубеж, чтобы отшлифовать языковые навыки и набраться опыта, осваивают профессиональную лексику в популярных сферах, таких как бухучет, туризм, менеджмент и другие. Есть репетиторы, специализирующиеся на подготовке к международным экзаменам по языку, на обучении бизнес-лексике и этикету и т.д.

Категория: О репетиторстве | Добавил: admin1 (26.02.2009)
Просмотров: 2666 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
По поводу передачи квалифицированного репититора из рук в руки, могу посоветовать отличного препода прожившего более 10 лет за границей, научит думать как англоговорящий человек smile 8(926)824-15-45 (Анна)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:


Наш опрос
Как вы оцениваете свой уровень владения иностранным языком? / What's your level of Language?
Всего ответов: 425
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0