Главная » Статьи » Немецкий язык » Страноведение

Экономика Германии
Основная статья: Экономика Германии

Преимущества [источник?]: значимая европейская промышленная держава. Эффективная промышленность имеет выгоду от низкой инфляции (2,5%). Рабочая сила имеет репутацию основательных и продуктивных работников. Сильные отрасли: автомобилестроение, тяжелая промышленность, электроника и химпром.

Слабые стороны[источник?]: заниженная оценка затрат на модернизацию Восточной Германии. Высокие социальные затраты. Дефицит специалистов, особенно в области хай-тек; население все больше стареет. Стабильный уровень безработицы (11%). Конкуренция со стороны быстро развивающихся стран Азии. Относительно малое количество малых фирм, короткое рабочее время, относительно слабо развитый сектор сферы услуг.

Полезные ископаемые

Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося и на весь Центральноевропейский регион, — уголь, как каменный (Рурский бассейн), так и бурый. Поэтому её экономика сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг.

Сельское хозяйство

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения. Используется около 50 % территории, животноводство (крупный рогатый скот и свиноводство), зерновые культуры (рожь, овёс).

Винодельческая промышленность

Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше — вина Испании.

На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2005 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б́ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

Экспорт вина

В 2005 году посадки винограда сорта «рислинг», являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте — рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари прилагают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

Валовой национальный продукт

С уровнем ВВП, превышающим 2,585 триллионов евро, Германия находится на пятом месте в мире (после США, КНР, Японии и Индии). Кроме того, ФРГ стоит на первом месте в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany. По уровню жизни страна занимает 18 место в мире, согласно Human Development Index.

Германия: непростой выбор между национальными интересами и общеевропейской энергетической политикой

Как отмечает С. Жизнин, в рамках политических и торгово-экономических отношений РФ с ФРГ взаимодействие в ТЭК занимает приоритетное место. В этой сфере проявляется взаимодополняемость экономик России и Германии и взаимная заинтересованность двух сторон в дальнейшем развитии этих связей. Именно здесь формируется основа долгосрочного стратегического партнерства между Россией и Германией, а в более широком контексте — между Россией и Евросоюзом.[18]

Существует несколько основных подходов к вопросу о том, как соотносятся между собой энергетическая политика Германии с политикой Евросоюза и России.

Сторонники первого подхода утверждают, что Россия, предложив Германии роль «энергетического перевалочного пункта», поставила Германию в весьма щекотливое положение перед европейскими партнерами: «Российские авансы подвергают Германию повышенной потребности оправдываться перед европейскими соседями, которые опасаются германо-российского энергетического альянса…Северо-Европейский газопровод снижает относительный экономический и политический вес транзитных стран — Белоруссии, Польши и Украины — и одновременно усиливает по отношению к ним властные позиции „Газпрома“», — полагает Р. Гётц.

Таким образом сторонники данного подхода отмечают, что перед ФРГ возникла задача рассеивания недовольства других стран в связи с тем, что эта страна в энергетических отношениях с Россией намерена идти «особым путем».[19]

Ш. Майр полагает, что для обеспечения надёжности поставок газа Германии необходимо действовать в рамках общеевропейской энергетической политики, основными задачами которой являются создание единого европейского либерализованного рынка, развитие международной инфраструктуры, отказ государств от протекционизма в энергетической сфере, создание стратегических запасов газа и развитие общеевропейского механизма урегулирования кризисов и диверсификация источников поставок газа.[20]

Б. Биддер заявляет, что проектом «Северный поток» «государственный концерн России Газпром берёт Европу в оборот…, и в случае начала поставок газа по данному маршруту окончательно потерпят неудачу все попытки сделать Европу менее зависимой от русского газа»[21]

Одним из немногих германских аналитиков, выступающим за развитие энергетического партнерства Германии и России, является Александр Рар. А. Рар осуждает помешательство европейцев на минимализации «энергетической зависимости» от России в ущерб энергодиалогу с Россией: «Если европейцы упустят исторический шанс взаимопроникновения экономик своих стран и России, то в XXI веке пользоваться российским сырьем будут динамично развивающиеся Китай и Индия». Рар характеризует Россию как важнейшее действующее лицо в обеспечении энергетической безопасности Европы.[22]

Новость о строительстве нового газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря и напрямую свяжет российских и германских потребителей газа, вызвала бурную реакцию политической и бизнес элиты Европы. Это событие означает перемены в политических взаимоотношениях России и Германии с одной стороны, а с другой — России и ЕС в целом. Считается, что в проекте «Северный поток» тесно переплелись политические и экономические, общеевропейские и двусторонние российско-германские интересы.

Германия первой поддержала проект Северного потока по следующим причинам:

  • Этому способствовал невероятно быстрый рост цен на энергоносители, а также стагнация германской экономики, угрожающая ей серьёзным экономическим и политическим кризисом.
  • Свою роль сыграли личные отношения между лидерами России и Германии. На газовых рынках обеих стран лидирующие позиции занимают крупные государственные компании: «E.On Ruhrgas», «Wintershall Holding» в ФРГ и «Газпром» в России. Протекционистская политика и личные связи Шрёдера и Путина способствовали тому, что эти крупные германские компании заняли привилегированные позиции при подписании соглашения о «Норд-Стриме».
  • После расширения Евросоюза новые члены — страны Центральной и Восточной Европы — рассчитывали на роль стран-транзитёров российского газа. Разумеется, Германия сама была не прочь занять столь выгодное геостратегическое положение. «После сооружения этого газопровода Германия станет главным распределителем российского газа в Европе».

Многие европейские аналитики критикуют политику Шрёдера (1998—2005) в отношении России. По их мнению, Шрёдер использовал личные связи с администрацией Путина для развития российско-германского партнёрства в энергетической сфере, в частности, в запуске проекта «Северный поток». Личная заинтересованность Шрёдера в проекте «Норд-Стрим» объясняется также тесными связями правительства Шрёдера с бизнес-элитой ТЭКа Германии. Между тем, Шрёдер увидел в российском предложении не только возможность связать определённые компании взаимовыгодными контрактами, но и политическую перспективу.

В. Милов, президент Института энергетической политики, оценивает роль Шрёдера как «политического тяжеловеса европейского уровня, который будет продвигать проект Северный поток в Европе». [23]

«Превосходство экономики над политикой и политика, основанная на личной заинтересованности», — так характеризует правительство Шрёдера Кирстен Вестфаль. По мнению аналитика, политика правительства Шрёдера в 1998—2005 гг. была дрейфом от многостороннего общеевропейского подхода к односторонней погоне за прибылью.[24]

Тем не менее, «особые отношения» между двумя государствами и их лидерами всё-таки принесли свои плоды. Многие страны Евросоюза теперь воспринимают Россию как самостоятельного игрока и партнера. Однако в Европе до сих пор существует очень сильное политическое лобби, которое боится России, аргументируя это тем, что «Газпром» является государственной монополией и, следовательно, ему вообще не место на либерализующемся и демонополизированном европейском рынке. «Дело в том, что в Европе не ждут ни российской конкуренции, ни русского экономического гиганта», — комментирует А. Рар.

Итак, с одной стороны, при Шрёдере «особые отношения» России и Германии получили новое политико-экономическое измерение в ущерб согласованной европейской политике. С другой стороны, именно благодаря им на повестку дня в отношениях России и Евросоюза вышли экономические аспекты сотрудничества, и Евросоюз признал статус России как страны с рыночной экономикой в 2002 году

«Строительство нового газопровода — это большой прорыв в пользу тех сил, которые выступали за более тесные отношения с Россией, за то, чтобы подключить Россию к большим европейским процессам», — полагает А. Рар.[25]

Говоря о роли личностного фактора в развитии стратегического партнерства России и Германии в области энергетики, стоит упомянуть недавнюю встречу А. Меркель с В. Путиным и Д. Медведевым, на которой также обсуждался проект Северного потока.

«Важный итог визита Меркель в Москву — выработка общей позиции по реализации проекта газопровода „Северный поток“ и развитию экономического взаимодействия. Меркель понимает, что в мире и Европе есть много не решаемых без участия России проблем. Тем более, если речь идет об энергетической безопасности континента, и Германии в том числе. А энергетическая безопасность сегодня в значительной степени больше политическая, чем частная экономическая проблема», — заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.[26]

Германские приоритеты двустороннего стратегического русско-германского сотрудничества и широкая вовлеченность государства в конкретные проекты в энергетике привели к преобладанию принципов геополитики на региональном рынке над принципом многостороннего европейского сотрудничества. Особую роль в развитии «особых отношений» России и Германии сыграла личная заинтересованность Шрёдера в проекте, что объясняется тесными связями правительства Шрёдера с бизнес-элитой ТЭКа Германии. Стало очевидно, что Германия строит свою политику прежде всего исходя из национальных интересов, отодвигая европейскую общую энергетическую политику на задний план. В то же время, именно благодаря «особым отношениям» России и Германии на повестку дня в отношениях России и Евросоюза вышли экономические аспекты сотрудничества, и Евросоюз признал статус России как страны с рыночной экономикой в 2002 году.

Стоит признать, что Германия не учла интересы новых стран-членов ЕС, оставшихся в стороне от такого важного проекта, как Северный поток из-за желания играть роль основного «распределительного центра» российского газа европейским потребителям.

Из-за реализации проекта Польша, Латвия, Литва и Эстония утратят свое геополитическое положение транзитных стран, станут более зависимыми от установленных в ходе переговоров Германии и России цен, сроков и объёмов поставок газа. Итак, проект Северный поток подлил масла в огонь и так непростых отношений России с Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

Занятость населения

В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса. С 2006 года наблюдается снижение уровня безработицы. Согласно официальным данным, в 2006 году среднее число безработных составляло 4,49 млн (10,9 % трудоспособного населения Германии). Это на 370 000 меньше, чем в 2005 году.[27]

О становлении рыночной экономики и индустриализации в Германии за последние 200 лет можно прочитать в книге «Модернизация Европы» (глава «Германия»).

Профсоюзы Германии

Среди европейских моделей социального партнерства одной из самых успешных и стабильных является германская.

Формирование системы социального партнерства в Германии берет свое начало в конце XIX века. Важную роль в Германии играют традиции взаимодействия социальных партнеров, опыт бесконфликтного решения проблем, высокой гражданской сознательности. К середине ХХ века была разработана система, включавшая страхование от безработицы, государственные меры по содействию занятости, переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей (тарифная автономия) и т. п.[28]

«Германская» модель предусматривает заключение большого количества отраслевых соглашений, что практически нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Согласно Согласно Основному закону «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством» и путем принятия соответствующих законов государство в значительной степени определяет рамочные условия в области социально-трудовых отношений.[29]

Итак, Государство способствует созданию необходимых условий для разрешения конфликтов, и законодательно распространяет коллективные договоры на «неюнизированных» занятых.

Трудовое законодательство Германии также находится на высоком уровне развития. Одной из особенностей германских профсоюзов является то, что на предприятиях Германии нет первичной профсоюзной организации, а есть представитель профсоюза. Он состоит в производственном совете предприятия. Производственный совет предприятия налаживает контакты между администрацией и профсоюзами. В отношениях между работодателями и работниками эти советы не имеют права вставать на чью-либо сторону. Они не могут организовывать забастовки, и призваны отстаивать интересы компании в целом. Такие производственные советы есть во всех отраслях экономики.[30]

В Германии 85 % всех рабочих, являющихся членами каких-либо профсоюзов, входят в Объединение Немецких Профсоюзов (DGB)

Объединение немецких профсоюзов — самая крупная (6,6 млн членов) и влиятельная профсоюзная организация Германии, созданная еще в 1949 году. Объединение Немецких профсоюзов представляет интересы рабочих в частном и общественном секторе, служащих и чиновников. Оно состоит из восьми отраслевых профсоюзов:

  • промышленный профсоюз «Строительство-Аграрное хозяйство-Экология» (IG Bauen-Agrar-Umwelt);
  • промышленный профсоюз «Горное дело, Химическая промышленность, Энергетика» (IG Bergbau, Chemie,Energie);
  • профсоюз «Воспитание и Наука» (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft);
  • промышленный профсоюз «ИГ Металл» (IG Metall);
  • профсоюз «Питание-Деликатесы-Рестораны» (Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststätten);
  • профсоюз Полиции (Gewerkschaft der Polizei);
  • профсоюз Железнодорожников TRANSNET
  • Объединенный профсоюз работников сферы услуг (Verdi)

В своей программе Объединение германских профсоюзов придерживается идеи социальной солидарности, то есть выступает за справедливое распределение рабочих мест и доходов, социальных субсидий, льготы, развитие фондов накопления, борьбу с безработицей, равные шансы на успех независимо от происхождения, цвета кожи и пола — доля женщин в ОНП — 31,9 %.

В экономике ОНП поддерживают концепцию социальноориентированной рыночной экономики, отвечающей интересам сложившихся общественных структур.[31]

ОНП является членом Европейской профсоюзной конфедерации, Международной конфедерации свободных профсоюзов, Совещательного комитета при ОЭСР и представляет германское профсоюзное движение в ЕС, ООН, МВФ, ВТО и МОТ.

Их лозунг — «Сохранить социальное государство через реформу» Среди других приоритетов можно назвать развитие инфраструктуры и государственного сектора коммунальных услуг, поддержание высокого качества жизни. Особая роль в этом, по мнению ОНП, принадлежит государству: активное государственное вмешательство служит гарантом социального порядка и справедливости.

ОНП выступают против всеобщей приватизации и дерегуляции и призывают к перераспределению ответственности по регулированию рынков между профсоюзами и государством. Необходимо ограничить приватизацию, чтобы граждане не расплачивались за ошибки государства, связанные с продажей в частные руки высокодоходных бизнес-сфер.

Государственный сектор должен также решать вопросы экологии и задавать нормы в экономической и социальной сферах.

Особо подчеркивается роль местного самоуправления в общественной жизни как формы участия граждан в политике. Создание рынка доступного жилья, учитывающего возможности людей с низкими доходами- одна из основных задач государственного «социального строительства».

Ключевые задачи социальной политики:

  • Гарантия возможностей трудоустройства
  • Предотвращение бедности и связанной с ней социальной изоляции
  • Интеграция инвалидов, предотвращение их социальной и профессиональной изоляции
  • развитие доступного здравоохранения, поддержка семьи, школьного образования.
  • защита пожилых, развитие системы фондов социального страхования (фонды накопления), повышение социальных выплат (увеличение федеральных пенсионных субсидий), льготы, фонды накопления, борьба с безработицей.

Германский союз чиновников и тарифный союз (DBB)
(Федеральный председатель — Питер Хэзн)

«Близость — наша сила» — утверждает о себе Германский союз чиновников. DBB представляет тарифно-политические интересы служащих государственного сектора и частного сектора. Профсоюз насчитывает более 1,25 млн членов. Этот профсоюз поддерживают 39 других профсоюзов и 16 государственных организаций.

Название недавней программы профсоюза — «Вызовы будущего — создавая возможности». DBB заявляет, что для него «Люди на первом плане», и призывает к борьбе с сокращением рабочих мест. Профсоюз позиционируют себя как объединение реформаторов. «Реформы не через экономию средств… Прежде всего права людей. Важен каждый индивид» DBB, как и ОНП, выступает за равные возможности для всех, особенно в вопросах гендерного равенства (например, в DBB состоят 320 000 женщин и 150 000 представителей молодежи в возрасте 16-27 лет)

DBB выражает озабоченность наметившимся дефицитом государственного финансирования.

В 2003 году Конгресс Союза в Лейпциге DBB представил программу «Реформистская модель 21 века». В ней содержатся предложения по долгосрочной, дружественной по отношению к гражданам реконструкции государственного управления.

DBB предлагает «новую модель карьеры»:

  • В соответствии с образованием и опытом каждый может занять подобающий пост
  • Гибкий график работы
  • Реформа трудового законодательства о зарплате и рабочем времени
  • Против лозунгов типа «увеличим рабочие часы, откажемся от государственных праздников»
  • Сохранение рабочих мест для рабочих и служащих
  • защита доходов населения в соответствии с экономической ситуацией в стране
  • распространение условий труда западногерманских земель на восточногерманские (высокая зарплата, социальные гарантии, фиксированная рабочая неделя и т. п.)
  • Организация работы служащих в соответствии со способствующим успеху и производительности труда должностным правом
  • оплата, соотнесенная с производительностью труда
  • автономия в переговорах по поводу повышения зарплаты и всесторонних трудовых договоров во всей стране
  • Высокопроизводительное и гуманное управление принятыми на работу служащими[32].

Профсоюз тесно сотрудничает с ЕС в вопросах трудового законодательсва. В 1991 году DBB участвовали в создании Европейской конфедерации профсоюзов (8 млн членов)

Ассоциация Христианских профсоюзов Германии

Данный профсоюз представляет интересы религиозных работников и чиновников. Ассоциация Христианских профсоюзов Германии (CGB) — третье по величине объединение профсоюзов в ФРГ. Под его началом работают 16 отдельных тарифных переговорных сторон самых различных отраслей, таких как железные дороги, гостиничное дело или сельское хозяйство. CGB выступает за распространение христианских ценностей на трудовую жизнь. В своей программе CGB подчеркивает, что CGB-добровольное объединение самостоятельных профсоюзов. Основные приоритеты CGB:

  • реализация христианско-социальных ценностей в работе, экономике, государственной жизни и обществе
  • защита социально уязвимых слоев населения, общественное единение.
  • свобода объединений/союзов в соответствии с Основным законом (рабочие могут выбирать любого представителя для защиты своих интересов)
  • поощрение профсоюзного плюрализма в Европе и ФРГ
  • Права и свободы человека- главная ценность правового государства, против всех видов экстремизма

Профсоюз также выступает за развитие модели социальной рыночной экономики, сочетающей преимущества конкурентной экономики с социальной ответственностью. CGB призывает развивать социальное партнерство работников и работодателей. Личная производительность — это основа для справедливой оценки работы. Особое внимание должно уделяться людям с ограниченной трудоспособностью.[33]

Что касается христианских ценностей, воскресенье должно оставаться днем отдыха как важная основа христианского уклада жизни.

CGB выступает за минимальное государственное вмешательство в тарифную автономию. Задачей по-христиански-социальной тарифной политики является обеспечить справедливое участие в общественном производстве рабочим.

Семья является основой общества, необходимо активизировать социальную политику по поддержке института семьи.

Сохранение и создание рабочих мест определяют тарифную политику CGB. CGB исключает политические забастовки как средство отстаивания интересов рабочих, и выступает в защиту прав рабочих в участии управлении предприятием и за справедливую налоговую систему, «нагружающую все общественные группы соответственно их платежеспособности».

Расширение Европейского сообщества ставит ФРГ перед большими вызовами, прежде всего в экономической и социальной политике. CGB выступает за выравнивание условий жизни всех стран ЕС с учетом особенностей государств-членов.

Объединенный профсоюз работников сферы обслуживания

Насчитывает свыше 2 млн членов. Представительство наемных работников было вызвано к жизни в 2001 г. путем слияния пяти отдельных профсоюзов из сфер экономики: финансовые услуги, муниципальные службы, логистика, торговля и СМИ. Состоит из 13 отраслевых подразделений и обширных сетевых организаций[34]

Система социальной защиты населения

Существовавшая в ФРГ модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Ещё в 80-е годы 19 века при Бисмарке были приняты три закона, которые легли в основу этой системы: закон о страховании по болезни лиц промыслового труда, закон о страховании от несчастных случаев на производстве и закон об инвалидности и страховании по старости (1891 год). В начале 20 века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) назначалась шахтерам с многолетним стажем работы. Современная модель социальной защиты ФРГ сформировалась под влиянием перемен, произошедших в 50-60 годы 20 века в ФРГ и изменялась в результате прихода к власти каждой новой партии.

Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики ФРГ после второй мировой войны. Её политическая реализация связана с личностями Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Термин «социальная рыночная экономика» ввел Мюллер-Армак. Л. Эрхард был первым министром экономики, а затем стал Федеральным канцлером ФРГ. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и ее конкретной реализации в форме экономической модели ФРГ. Социальной задачей государства становилось не перераспределение социальных благ, а обеспечение рамочных условий деятельности индивидов, поощрение их сознательности, самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Результатом реализации этих принципов стало «экономическое чудо». Итак, согласно Л. Эрхарду, государство должно оказывать социальную помощь сообразно моральным установкам общества (самым уязвимым и малообеспеченным слоям населения — инвалидам, сиротам, многодетным семьям, пенсионерам), но поддерживать конкуренцию и бороться с иждивенческими настроениями.
После отставки канцлера Л. Эрхарда, во внутренней политике был отдан приоритет кейнсианским методам экономического стимулирования. государство взяло на себя роль распределителя национального дохода. Во время бурного экономического роста из-за нехватки рабочих рук был разрешён въезд в страну гастарбайтеров из юго-восточной Европы, их к середине 1970-х годов в стране проживало около 4 миллионов (11 % рабочей силы), возросли социальные расходы государства, что после нефтяных кризисов легло тяжелым бременем на государственную казну. Государство приняло меры по ограничению иммиграции, что спровоцировало повышение налогов. Для восстановления экономической стабильности были приняты законы о защите от увольнений и тарифной автономии. Это привело к тому, что на рынке осталось только три крупных игрока: государство, профсоюзы и работодатели. Это ослабило конкуренцию и дало возможность профсоюзам требовать повышения заработной платы, уменьшения рабочей недели и т. п. Ещё одной особенностью этого периода можно является стремление государства осуществлять перераспределение доходов не по вертикали (уменьшать дифференциацию общества), а по горизонтали (внутри среднего класса).[35]

Рассмотрим основные характеристики современной модели социальной защиты ФРГ.

Во-первых, принцип профессиональной солидарности. Создаются страховые фонды, управляемые на равноправных началах работниками и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль.

Во-вторых, принцип перераспределения. Этот принцип применяется по отношению к незначительной части малообеспеченных слоев общества. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов и финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет. Право на получение такой помощи прина

Источник: http://wikipedia.org

Категория: Страноведение | Добавил: admin1 (06.11.2008)
Просмотров: 3154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]