Главная » 2008 » Декабрь » 1 » Обучение иностранному языку. (автор - Кравцова Е.В.)
10:19
Обучение иностранному языку. (автор - Кравцова Е.В.)

1.Цели и задачи педагогической деятельности.

2.Пути достижения этих целей.

3.Результативность профессиональной деятельности.

 

1.Содержание учебного процесса призвано реализовать основные цели обучения иностранному языку, а именно:

Личностное развитие учащихся средствами иностранного языка, связанное с развитием языковых способностей обучающихся, их психических, эмоциональных, творческих качеств, фантазии, социального взаимодействия, а также с формированием позитивного отношения к иностранному языку и культуре иноязычных стран.

2.Реализация этих целей осуществляется посредством разнообразных методов и приемов, используемых на основе дифференцированного подхода к учащимся, развивающих их познавательную активность.

При изучении и закреплении нового материала, при осуществлении контроля за знаниями – текущего и итогового, иногда мной используются задания различной степени сложности, что реализует дифференцированный подход в обучении.

Я стараюсь включать в учебный процесс также игровые, групповые и коллективные формы работы. Важна при этом цель совместной деятельности: узнать новую информацию и определенным образом оформить ее, сделать что-либо совместно друг с другом. В процессе выполнения интерактивных заданий учащиеся активны, проявляют творчество и самостоятельность. Все это является в целом мощным стимулом личностного развития обучающегося, его умения социально взаимодействовать с окружающими.

Используемые на уроках аутентичные стихи, песни, пословицы, поговорки, скороговорки, рифмовки развивают познавательный интерес учащихся и является источником удовлетворения потребностей учащихся с различным уровнем способностей. Часто использую индивидуальные задания: перевод и чтение текстов различной степени сложности, письменные грамматические задания, устные, развивающие речь и память упражнения исходя из способностей учащегося. Положительный результат дают и творческие проектные задания (нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, подготовить наглядное пособие по какой-либо теме, собрать информацию о ком-либо, чем-либо и т. д.). проектная работа включает:

- формулировку конкретной цели, направленной на достижение практического результата;

- определение каждому обучающемуся или группе учащихся конкретной задачи по выполнению практического внеязыкового действия с помощью языка (собрать информацию, оформить ее);

- оказание учащимся конкретной помощи в выполнении задания, не подавляя при этом их инициативы и самостоятельности.

При изучении иностранного языка большую роль играет также применение различных наглядных средств: рисунков, картин, схем, таблиц, фото и т. п., что вносит разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным для учащихся, что активизирует их деятельность.

Таким образом, данные приемы, методы и средства обучения не оставляют учащихся равнодушными, вызывают их интерес и помогают реализовывать на практике цели обучения и воспитания.

 

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно- волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей, формирование умений получать эстетическое наслаждение от их достижения.

Познавательная активность существенно сказывается не только на учении, но и на становлении личности обучаемого, на его отношении к себе самому, к своему труду, к другим людям, к обществу и т.д., т.е. познавательная активность является важным условием формирования активной жизненной позиции учащегося.

В связи с этим, основными принципами моей педагогической деятельности являются:

1). Развитие познавательной активности и созидательных способностей, самостоятельного мышления и деятельности учащегося.

2). Максимальное использование воспитательных функций педпроцесса для формирования лучших качеств у учащихся.

Основные направления моей работы:

- создание условий для восприятия нового материала;

- использование примеров для понимания;

- применение разнообразных методических приемов и учет психологических закономерностей восприятия учебной информации;

- обучение работе с учебниками, учебными материалами, наглядными пособиями, другими источниками информации;

- использование различных средств обучения: рисунков, схем, таблиц, картин, фото, ТСО, что вносит разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным.

Большое значение придаю мотивации учебной деятельности в начале урока. Объяснение материала необходимо строить как ответы на поставленные в начале урока познавательные вопросы и задачи.

Важным является развитие мышления, т.к. современному специалисту требуется творческое отношение к учебе, работе, развитое самостоятельное мышление.

Стараюсь строить уроки таким образом, чтобы учащиеся были не праздными слушателями, а стремились получить знания, работая самостоятельно.

Эффективными при формировании активности учащихся являются самостоятельные работы по составлению таблиц сравнения, классификации.

Кроме того преподаватель должен находить пути интенсификации учебного процесса, чтобы возбудить и удержать интерес учащегося к учебному труду, чтобы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мышление действовать.

Большую роль при изучении иностранного языка играют грамматические, лексические и коммуникативные игры, различные игровые ситуации. В процессе игры, при выполнении интерактивных задач учащиеся узнают новую для них информацию, а языковые средства, которые они активизируют в результате многократного повторения, являются средством решения внеязыковых задач.

Познавательная активность развивается также в упражнениях по подстановке реплик в диалогах и их инсценировании. Это позволяет познакомить учащихся с разными типами диалогов в разных условиях (телефонный разговор, встреча на улице, в ресторане, дома и т.д.).

Для развития познавательной активности применяются также коллективные, парные, групповые, индивидуальные формы работы.

Все это в целом является мощным стимулом личностного развития обучающихся, его умения социально взаимодействовать с окружающими, регулировать свои поступки, в том числе и речевые. При этом творческие способности, эмоциональные особенности и психические функции учащихся должны быть объектом пристального внимания преподавателя, т.е. цели активизации познавательной активности учащихся необходимо решать в единстве обучения и воспитания.

   .е. ему труду, к другим людям, к обществу и т.д.,нии, но и на становлении личности обучаемого, на его отношении к себе самому,Таким образом, данные приемы, методы и средства обучения не оставляют учащихся равнодушными, вызывают их интерес и помогают реализовывать на практике цели обучения и воспитания.

 

3. Работа в лицее на протяжении двух лет принесла свои результаты. Понятно, что изучение иностранного языка – задача очень трудная и предполагает огромную кропотливую работу из урока в урок над лексикой и грамматикой языка. Не у всех студентов есть способности к изучению иностранного языка, и, как следствие – потеря интереса к предмету. Поэтому, познавательный интерес – это то, над чем постоянно необходимо работать. Стараюсь применять различные виды уроков, различные формы работы на уроке. Положительные результаты работы налицо – большинство студентов, изучавших в школе другие иностранные языки уже в конце первого курса обучения не чувствуют затруднений и овладевают программой, могут выполнить контрольные задания по различным темам, равно как и студенты изучавшие немецкий язык в школе. Уровень обученности по предмету высокий, т.к. по итогам рубежного контроля у студентов не бывает отрицательных результатов. Качество обученности оставляет желать лучшего, но не следует забывать о таком понятии как «человеческий фактор» и считать, что иностранный язык – это «очень легкий предмет» и что все могут учиться по нему на «5», хотя необходимо к этому стремиться. Все студенты овладевают знаниями в пределах своих способностей, но у каждого заметен свой прогресс, и я считаю, что надо сравнивать не знания одного студента со знаниями другого, а достижения каждого в отдельности. Данные контроля знаний и умений учащихся ПКЛ №72 за 2002 – 2004 гг. показали, что уровень знаний стабилен и средняя оценка по предмету остается стабильной – 3, 9 балла, что является оптимальным для такого сложного предмета.

Таким образом, определенные результаты есть, но стремиться к большему всегда необходимо.   

 

Просмотров: 1411 | Добавил: admin1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]