10:19 Обучение иностранному языку. (автор - Кравцова Е.В.) |
1.Цели
и задачи педагогической деятельности. 2.Пути
достижения этих целей. 3.Результативность
профессиональной деятельности. 1.Содержание
учебного процесса призвано реализовать основные цели обучения иностранному
языку, а именно: Личностное
развитие учащихся средствами иностранного языка, связанное с развитием языковых
способностей обучающихся, их психических, эмоциональных, творческих качеств,
фантазии, социального взаимодействия, а также с формированием позитивного
отношения к иностранному языку и культуре иноязычных стран. 2.Реализация
этих целей осуществляется посредством разнообразных методов и приемов,
используемых на основе дифференцированного подхода к учащимся, развивающих их познавательную
активность. При
изучении и закреплении нового материала, при осуществлении контроля за знаниями
– текущего и итогового, иногда мной используются задания различной степени
сложности, что реализует дифференцированный подход в обучении. Я
стараюсь включать в учебный процесс также игровые, групповые и коллективные
формы работы. Важна при этом цель совместной деятельности: узнать новую
информацию и определенным образом оформить ее, сделать что-либо совместно друг
с другом. В процессе выполнения интерактивных заданий учащиеся активны,
проявляют творчество и самостоятельность. Все это является в целом мощным
стимулом личностного развития обучающегося, его умения социально
взаимодействовать с окружающими. Используемые
на уроках аутентичные стихи, песни, пословицы, поговорки, скороговорки,
рифмовки развивают познавательный интерес учащихся и является источником
удовлетворения потребностей учащихся с различным уровнем способностей. Часто
использую индивидуальные задания: перевод и чтение текстов различной степени
сложности, письменные грамматические задания, устные, развивающие речь и память
упражнения исходя из способностей учащегося. Положительный результат дают и
творческие проектные задания (нарисовать генеалогическое дерево своей семьи,
подготовить наглядное пособие по какой-либо теме, собрать информацию о
ком-либо, чем-либо и т. д.). проектная работа включает: -
формулировку конкретной цели, направленной на достижение практического
результата; -
определение каждому обучающемуся или группе учащихся конкретной задачи по
выполнению практического внеязыкового действия с помощью языка (собрать
информацию, оформить ее); -
оказание учащимся конкретной помощи в выполнении задания, не подавляя при этом
их инициативы и самостоятельности. При
изучении иностранного языка большую роль играет также применение различных
наглядных средств: рисунков, картин, схем, таблиц, фото и т. п., что вносит
разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным для учащихся, что
активизирует их деятельность. Таким
образом, данные приемы, методы и средства обучения не оставляют учащихся
равнодушными, вызывают их интерес и помогают реализовывать на практике цели
обучения и воспитания. Важнейшее условие успешности
учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную
активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности
обучаемого, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения,
в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации
нравственно- волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей,
формирование умений получать эстетическое наслаждение от их достижения. Познавательная активность
существенно сказывается не только на учении, но и на становлении личности
обучаемого, на его отношении к себе самому, к своему труду, к другим людям, к
обществу и т.д., т.е. познавательная активность является важным условием
формирования активной жизненной позиции учащегося. В связи с этим, основными
принципами моей педагогической деятельности являются: 1). Развитие познавательной
активности и созидательных способностей, самостоятельного мышления и
деятельности учащегося. 2). Максимальное
использование воспитательных функций педпроцесса для формирования лучших
качеств у учащихся. Основные направления моей
работы: - создание условий для
восприятия нового материала; - использование примеров для
понимания; - применение разнообразных
методических приемов и учет психологических закономерностей восприятия учебной
информации; - обучение работе с
учебниками, учебными материалами, наглядными пособиями, другими источниками
информации; - использование различных
средств обучения: рисунков, схем, таблиц, картин, фото, ТСО, что вносит
разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным. Большое значение придаю
мотивации учебной деятельности в начале урока. Объяснение материала необходимо
строить как ответы на поставленные в начале урока познавательные вопросы и
задачи. Важным является развитие
мышления, т.к. современному специалисту требуется творческое отношение к учебе,
работе, развитое самостоятельное мышление. Стараюсь строить уроки таким
образом, чтобы учащиеся были не праздными слушателями, а стремились получить
знания, работая самостоятельно. Эффективными при формировании
активности учащихся являются самостоятельные работы по составлению таблиц
сравнения, классификации. Кроме того преподаватель
должен находить пути интенсификации учебного процесса, чтобы возбудить и
удержать интерес учащегося к учебному труду, чтобы привлечь внимание,
активизировать деятельность учащихся, заставить их мышление действовать. Большую роль при изучении
иностранного языка играют грамматические, лексические и коммуникативные игры,
различные игровые ситуации. В процессе игры, при выполнении интерактивных задач
учащиеся узнают новую для них информацию, а языковые средства, которые они
активизируют в результате многократного повторения, являются средством решения
внеязыковых задач. Познавательная активность
развивается также в упражнениях по подстановке реплик в диалогах и их
инсценировании. Это позволяет познакомить учащихся с разными типами диалогов в
разных условиях (телефонный разговор, встреча на улице, в ресторане, дома и
т.д.). Для развития познавательной
активности применяются также коллективные, парные, групповые, индивидуальные
формы работы. Все это в целом является
мощным стимулом личностного развития обучающихся, его умения социально
взаимодействовать с окружающими, регулировать свои поступки, в том числе и
речевые. При этом творческие способности, эмоциональные особенности и
психические функции учащихся должны быть объектом пристального внимания
преподавателя, т.е. цели активизации познавательной активности учащихся
необходимо решать в единстве обучения и воспитания. Таким образом, данные приемы,
методы и средства обучения не оставляют учащихся равнодушными, вызывают их
интерес и помогают реализовывать на практике цели обучения и воспитания. 3.
Работа в лицее на протяжении двух лет принесла свои результаты. Понятно, что
изучение иностранного языка – задача очень трудная и предполагает огромную
кропотливую работу из урока в урок над лексикой и грамматикой языка. Не у всех
студентов есть способности к изучению иностранного языка, и, как следствие –
потеря интереса к предмету. Поэтому, познавательный интерес – это то, над чем
постоянно необходимо работать. Стараюсь применять различные виды уроков,
различные формы работы на уроке. Положительные результаты работы налицо –
большинство студентов, изучавших в школе другие иностранные языки уже в конце
первого курса обучения не чувствуют затруднений и овладевают программой, могут
выполнить контрольные задания по различным темам, равно как и студенты
изучавшие немецкий язык в школе. Уровень обученности по предмету высокий, т.к.
по итогам рубежного контроля у студентов не бывает отрицательных результатов.
Качество обученности оставляет желать лучшего, но не следует забывать о таком
понятии как «человеческий фактор» и считать, что иностранный язык – это «очень
легкий предмет» и что все могут учиться по нему на «5», хотя необходимо к этому
стремиться. Все студенты овладевают знаниями в пределах своих способностей, но
у каждого заметен свой прогресс, и я считаю, что надо сравнивать не знания
одного студента со знаниями другого, а достижения каждого в отдельности. Данные
контроля знаний и умений учащихся ПКЛ №72 за 2002 – 2004 гг. показали, что
уровень знаний стабилен и средняя оценка по предмету остается стабильной – 3, 9
балла, что является оптимальным для такого сложного предмета. Таким
образом, определенные результаты есть, но стремиться к большему всегда
необходимо. |
|
Всего комментариев: 0 | |