Главная » 2008 » Декабрь » 22 » ФОРМЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
21:23
ФОРМЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллектив ная, групповая, индивидуальная), формы организации учебновоспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические на учные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения это ”историче ски сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогиче ского процесса, которой свойственны систематичность и целостность, самораз витие, личностнодеятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного процесса. Классно урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она имеет несомненные положительные качества, такие как простая организационная структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, создающая за частую формальный подход к уроку.
Урок, по М.И. Махмутову, это вариативная форма организации целена правленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки 34 времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, разви тия и воспитания.
Как историческая категория урок хотя и медленно, но постоянно претерпе вал определенные изменения. В чем особенности современного урока? Сравним его с так называемым традиционным уроком. К традиционным урокам мы отно сим уроки, существующие в школе с 50х годов и по настоящее время. Сущ ность таких уроков достаточно подробно раскрыта в учебных пособиях по педа гогике. Приведем конспективное изложение характеристики урока, данное в по собии Т.А. Ильиной. Рассмотрим основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует и различные разновидности урока.
Первый элемент урока организационная часть. Обычно в организацион ную часть входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудо вания, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана рабо ты. Цель организационной части создать рабочую обстановку на уроке.
Следующий элемент урока проверка письменного домашнего задания, ко торая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.
Третий элемент урока устная проверка знаний учащихся (или опрос), ко торая обычно проводится разными методами (индивидуальный, фронтальный или комбинированный опрос).
Четвертый элемент урока введение нового материала, которое осуществ ляется или на основе сообщения учителя, или путем самостоятельной его прора ботки учащимися.
Пятый элемент урока задание на дом. В эту часть урока входит объясне ние сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.
Шестой элемент урока закрепление нового материала.
Седьмой элемент урока его окончание, которое должно проходить органи зованно, так как урок заканчивается лишь по указанию учителя.
Одни уроки включают все элементы, другие только некоторые, так как тот или иной элемент урока не используется. Различные сочетания элементов, а также особенности учебного предмета и специфика образовательного учрежде ния создают много разновидностей, типов и видов урока. Традиционные уроки могут быть и проблемными. В чем заключаются достоинства и недостатки тра диционного урока? Такой урок позволяет многократно повторить учебный мате риал, а это способствует его запоминанию и развитию памяти, что в немалой степени помогает формированию знаний на уровне их усвоения. В этом и досто инство, и ограниченность урока: он формирует знания, но не обусловливает об щее развитие учащихся. Ни один из указанных элементов структуры, обеспечи вая усвоение знаний, не гарантирует развития учащихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.
С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса ( организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности развития интеллектуальной, мотива ционной и других сфер, закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности, закономерности проблемноразвивающего обучения). С этой сто роны традиционный урок не выполняет регулятивных функций, не может слу жить для учителя руководством к действию. Эти недостатки пытается преодо леть теория современного урока урока, который является неотъемлемым ком понентом системы проблемноразвивающего обучения. Рассмотрим его сущ ность, используя в основном исследования М.И. Махмутова.
Просмотров: 1234 | Добавил: admin1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]