Когда-то
было модно отдавать ребенка в школу с углубленным изучением
иностранного языка, 10 лет назад – учить малышей английскому или
немецкому языку уже в дошкольном возрасте. Сейчас мода на воспитание
ребенка-билинга.
Билинг – это ребенок, который с раннего возраста владеет двумя языками в равной степени.
Причины для становления таких детей могут быть разными. Во-первых, один
из родителей – носитель другого, нежели русский, языка – например,
испанского или татарского. Во-вторых, взрослые соблюдают древние
традиции и говорят на языке предков. В-третьих, мамы и папы, чей бизнес
связан с зарубежными партнерами, прочат малышу успешное будущее.
Действительно, знание иностранных языков дает широкие возможности для
развития в пределах мира.
Какой бы ни была причина, воспитание ребенка-билинга
возможно при выполнении нескольких условий. Первое условие – создание
языковой среды. Второе – регулярная практика. Наконец, третье – желание
взрослых бесконечно развивать ребенка.
Was ist das, или Кто вы?
Языковую среду можно создать, если нанять маленькому ребенку персонал – няню или домработницу – со знанием иностранного языка.
У нее должен быть хороший уровень разговорного языка и опыт общения с
детьми, так как некоторые родители буквально с пеленок учат сына или
дочь иностранному языку. Нанятый персонал общается с ребенком
исключительно на иностранном. Это могут быть не только фразы на бытовые
темы, но и стихи, песенки и даже нежные, ласковые слова. При этом
персонал должен владеть живым актуальным языком – с разнообразной
лексикой и идиоматическими выражениями (устойчивыми фразами).
Также стоит повесить на видное место алфавит
изучаемого языка и в разных частях квартиры, на уровне восприятия
ребенка, расположить названия слов на иностранном языке. У детей хорошо
развита визуальная память, и когда они начнут писать и читать, многие
слова "всплывут" в их памяти. Кроме разговоров, малышам необходимо
познавать культуру и традиции той страны, чей язык они изучают. Если вы
водите ребенка к репетитору, то комната для занятий может быть
оформлена в стиле страны изучаемого языка: книжки, игрушки,
национальные персонажи, таблички. Безусловно, создание среды – начальный этап для воспитания ребенка-билинга.
Do you speak English, или На каком языке говорите?
Существует четкое правило: если знания активно не применяются на практике, они вскоре утрачиваются. Обязанность родителей – организовать ребенку языковую практику.
Как правило, они свободно владеют иностранным языком. Взрослые
устраивают ребенку дни общения, например, среду и субботу. В эти дни
все разговоры ведутся только на иностранном языке, причем не только с
ребенком, но и между собой. Для постоянной практики детям покупают
книжки (неадаптированные!), мультфильмы и игры на иностранном языке, а
также включают детские каналы, где дети слышат живой язык.
Нередко взрослые со своим чадом выезжают за границу
на отдых или к родным, где их окружает естественная языковая среда. В
ней происходит обновление лексикона и разговорных фраз, тем самым у
детей абсолютно снимается языковой барьер. Известны случаи, когда
родители сознательно покидали Россию и переезжали в другую страну,
чтобы ребенок с раннего возраста владел несколькими иностранными
языками.
L’enseignement, или Безграничное развитие
Главный принцип обучения иностранному языку – естественность.
В повседневной практике ребенок слышит слова двух или более языков и
усваивает их как родные. Бывают забавные случаи, когда билинг идет в
садик. Он говорит на иностранном языке, и дети повторяют эти слова.
Сложностей с выбором слов того или иного языка у ребенка нет. В
зависимости от среды общения, он может свободно переходить с одного на
другой.
С полутора лет иностранный язык изучают с ребенком через обучающие игры и музыкальные занятия.
Во время занятий педагогом применяется система поощрения – просмотр
мультфильма за хорошее занятие. В три года ребенка можно водить к
репетитору 4-5 дней в неделю на занятия, которые длятся час-полтора. В
пять лет няня сменяется гувернером, к которому предъявляются высокие
требования, например, проживание некоторое время за рубежом. Ребенка
уже учат чтению и письму. Для этой цели даже методику "кубики Зайцева"
адаптировали под английский язык. На таких кубиках с картинками
нарисованы буквы, из которых малыш складывает слова.
Свободное время ребята проводят в культурных
центрах, которые посвящены той стране, чей язык они изучают. Очень
хорошо, если в семье несколько детей, так лучше усваивается язык,
потому что возможностей для общения больше. Иногда на праздник
приглашают даже клоунов или сказочных персонажей со знанием
иностранного, так как игра – лучший способ усвоить изучаемый материал.
Все в меру
Особой
нагрузки дети-билинги не испытывают, так как обучение проходит в
естественных условиях. Действительно, изучение языка должно быть
целенаправленным и системным, иначе ребенок учится без желания и при
удобном случае все забывает. Такие дети могут посещать лингвистический
детский сад, потом языковую школу, а в 14–16 лет спокойно уезжают на
учебу за границу.
Ребенок, который с младенчества учит несколько
языков, более раскован и получает разнообразную информацию, его
культура и кругозор шире. У такого человека в будущем четкие цели и
стремления, определенность в выборе профессии. В перспективе планируют
даже открывать школы для беременных с изучением иностранного языка, так
как ребенок уже на клеточном уровне усваивает знания.
Слово педагогу
Родители задают немало вопросов специалистам –
преподавателям иностранных языков. Мы публикуем ответы на самые
актуальные из них.
С какого возраста можно обучать иностранному языку?
Существуют различные мнения по этому вопросу.
Например, японский педагог Масару Ибуку считает, что все, чему ребенок
может научиться, он получает до 3-х лет. Многие психологи и педагоги
обозначают оптимальный возраст начала обучения иностранному языку с 3-х
лет. Необходимо сказать, что овладеть иноязычной речью в школьном
возрасте намного труднее, чем в дошкольный период. Ребенок дошкольного
возраста способен впитывать всю получаемую им информацию как "губка". В
этом возрасте он всему учится легко. У ребенка развивается
фонематический слух. Все, чему малыш научится в дошкольный период, он запомнит на всю жизнь.
Эта легкость постепенно утрачивается. Обучение иностранному языку детей
с 3-х лет является правомерным, т.к. дает возможность гибкого перехода
к изучению иностранного языка в школе и углубить положительную
мотивацию изучения языка. Дети очень пытливы, любознательны, им
свойственна неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. Поэтому надо использовать эти психофизиологические особенности при обучении.
Есть ли отличия в подходе к обучению детей 3-х и 4-5 лет?
Безусловно. Это обусловлено возрастными
особенностями. Обучение детей построено на аудиовизуальном восприятии.
Но дети 3-х лет воспринимают иностранный язык на уровне услышанного.
Они хорошо воспринимают информацию на слух, но не могут воспроизвести
всю информацию вербально. Они воспроизводят только слова и несложные
предложения. По своему опыту могу сказать, что в 3 года дети впитывают
все как "губка", а в 4 года на втором году обучения начинают
воспроизводить то, что у них было заложено в возрасте 3-х лет.
Дети 4-х лет и старше хорошо воспроизводят
услышанную информацию, сразу имитируют речь учителя. Они уже умеют
анализировать, систематизировать.
Каков принцип обучения в раннем возрасте?
Поскольку в дошкольный период главным видом
деятельности является игра, естественно, что при обучении используется
игровой метод. При помощи системы игр дети повторяют материал, изучают
новый, анализируют. В игре дети создают высказывания очень
непринужденно. Необходимо учитывать психологические особенности детей
данного возраста (быстрая утомляемость, неустойчивость внимания). Дети
любят активную деятельность, подвижные игры, песни, считалочки. В ходе
занятий у детей развиваются такие качества личности, как общительность,
раскованность, умение взаимодействовать в коллективе. Дети любят яркие,
привлекательные вещи, поэтому обучение проходит с использованием
наглядных пособий. Вся лексика и речевые образцы вводятся с помощью
игрушек, героев сказок и мультфильмов. Также очень важно создавать
языковую среду на занятиях. Занятие проводится на английском языке с
использованием жестов, мимики, наглядного материала. Поскольку дети
впечатлительны, эмоциональны, необходимо преподносить материал
эмоционально, красочно. Увлекательный сюжет урока, игровые
коммуникативные задания, яркая наглядность активизируют запоминание и
делают его прочным.
Какие используются методики?
Сейчас существует большое количество методических
пособий для обучения дошкольников, как зарубежных, так и отечественных.
Выбор зависит от различных факторов: от возраста, от лексической и
грамматической наполняемости, от внешней привлекательности, от наличия
дополнительных видеопособий, от метода донесения материала. Я работаю
по зарубежным методикам британских издательств Longman, Oxford.
Учебники красочные, с хорошей наполняемостью материалом, соответствуют
возрастным особенностям детей.
В силах родителей выбрать для своего ребенка
успешное будущее, которое не ограничено знанием только русского языка.
Создайте своему любимцу условия, чтобы он не учил иностранный язык, а
овладевал им.
Источник: http://Журнал "Baby Land" |