Популярность иностранного языка для дошкольников растет, растет и количество предложений для детей и родителей. Это, безусловно, замечательно, но вместе с тем это несет с собою и опасность ошибиться в выборе курса для ребенка. Действительно ли важно, КАК обучать малыша языку? Почему такое значение имеет квалификация педагога? Разве школьный учитель недостаточно подготовлен, чтобы обучать языку дошкольников? А если родители сами обучают ребенка языку, пусть даже и без правильного произношения, разве это не помощь малышу? Вот вопросы, которые часто задают нам родители дошкольников. Надеемся, что ответы на них и наши рекомендации относительно выбора преподавателя и курса для малыша помогут вам разобраться во всем многообразии методик, сориентироваться в бесконечном множестве предложений, правильно выбрать лучший для малыша вариант. Ведь, действуя, опасаясь "что-то упустить, чего-то недодать" малышу, главное НЕ НАВРЕДИТЬ.
Итак, первое, на что мы обращаем внимание, выбирая курс для ребенка, это квалификация преподавателя. Не стесняйтесь задать вопрос об образовании педагога, попросить показать диплом. Идеальный вариант - специалист-дошкольник с правом преподавания языка. До сих пор такая квалификация является редкой и не каждая организация может "похвастаться" наличием соответствующего специалиста. Поэтому заменить такого преподавателя может дипломированный воспитатель дошкольного учреждения, владеющий языком. Но он должен быть знаком с методикой обучения дошкольников иностранному языку. Это очень важное условие, человек должен знать, КАК именно обучают дошкольников, здесь есть свои тонкости и особенности, игнорировать которые не следует. Поговорите с преподавателем, выясните, где он обучался методике, какими методами пользуется, по какой программе работает. А вот школьный учитель, к сожалению, не отвечает требованиям, которые предъявляются к преподавателю языка дошкольникам. Методика преподавания в школе в корне отличается от методики преподавания в детском саду. К тому же для успешного обучения детей педагог должен владеть знаниями о психологических и возрастных особенностях дошкольников, иметь представление об организации обучения малышей, знать особенности каждого возрастного периода. Это целая наука, и овладеть ею самостоятельно крайне сложно.
Второй, не менее важный момент: обращаем внимание на количество занятий в неделю. Предпочтение - в сторону большего их количества. Два раза в неделю по 20-30 минут - это ознакомление с языком. Обучения при таком графике не получится, но это, все же, лучше, чем ничего. А чтобы научить малыша говорить, необходимы ежедневные занятия (минимум 4 раза в неделю) плюс активная помощь родителей.
Третье важное условие, которое должно повлиять на ваш выбор, это коммуникативная направленность обучения. Поинтересуйтесь, учат ли детей говорить, понимать речь, и как это делается. Если обучение состоит только из разучивания песен, стихов и запоминания (пусть даже в игровой форме) слов, без последующего их употребления в учебных или реальных ситуациях, то такой курс не принесет ребенку пользы. Мало того, такое обучение создаст у малыша неверное представление о цели изучения языка. Задача обучения дошкольников иностранному языку - дать ребенку понять, что иностранный язык это ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ ОБЩЕНИЯ, а не игра в запоминание и отгадывание слов.
Четвертое: на занятиях малышам обязательно должны поставить фонетику, т.е. обучить правильному произношению. Большое значение имеет и то, как говорит сам преподаватель.
А вот чего стоит опасаться, так это обучения дошкольников на курсах иноязычному чтению и письму. Это говорит о непонимании педагогом смысла обучения языку в дошкольном возрасте. Обучать ребенка-дошкольника чтению и письму на иностранном языке можно только после того, как он освоит грамоту родного языка. И то лишь при условии, что малыш обладает уже солидным запасом иноязычной лексики и понимает речь на слух. В противном случае это просто создание видимости обучения (зачем, скажите, ребенку пол-урока раскрашивать буквы английского алфавита, вместо того, чтобы потратить это время на тренировку навыков говорения и т.д.?).
Также с осторожностью отнеситесь к активному использованию преподавателем рифмовок, вроде "Green - зеленый апельсин". Такие стишки, хотя они и способствуют запоминанию лексики, наносят большой вред правильному произношению ребенка. Эта методика больше подходит взрослым, которые уже имеют фонетические навыки и только "набирают" лексику. Артикуляционный аппарат ребенка, который только начинает изучать язык (и еще не до конца овладел родной речью) не позволяет ему быстро перестраиваться для произнесения в одном предложении звуков разных языков. Поэтому английские слова в исполнении детей всегда звучат в таких стишках "с русским акцентом".
Хорошим знаком для вас должно быть желание ребенка посещать уроки, а так же непроизвольное использование им в своих играх слов и фраз иностранного языка. Если вы заметили, что малыш, играя, использует английскую (немецкую) речь, сам по себе, без участия родителей, то, даже если это пока одно слово, он находится на пути к овладению языком как средством общения. Однако это не является обязательным условием качественного обучения, каждый ребенок проходит свой, индивидуальный путь развития, некоторые дети начинают пользоваться языком через два месяца занятий, а другим необходим год и более, чтобы "принять" язык и начать его использовать.
|